Меню
Заказ видео

В одном диске вы можете собрать боксерские и футбольные матчи, хоккей и теннис.
Единственным ограничением является размер информации на DVD диске. Общий объем выбранной Вами информации не должен превышать 4400 Мб.
Другие разделы
Бокс
Бокс
Хоккей
Смотрите на DVD хоккейные матчи ставшие легендой
Волейбол

Коноваленко

Подозреваю, что многое в этой жизни мне не удалось из-за неумения фотографировать. А ведь прояви я когда-то минимум терпения, чтобы научиться заряжать пленкой (всего-навсего на 12 снимков рассчитанной!) детский, можно сказать, фотоаппаратик "Комсомолец", а потом заправлять эту пленку в бачок для проявки, судьба моя, вполне вероятно, сложилась бы иначе.

Вот решил написать про великого Виктора Коноваленко (сейчас великими и людей на два-три порядка ниже его смело называют), долгие годы первого голкипера хоккейной сборной СССР из бывшего Горького, а тогда бывшего и будущего Нижнего Новгорода, - и испытал острое сожаление, что не имел возможности запечатлеть его однажды на пленку. Поскольку рассказ о том случае наверняка потребует множества слов без какой-либо гарантии желаемой выразительности.

В тот день горьковское "Торпедо" играло с ЦСКА в тесном армейском манеже на Ленинградском шоссе. И я каким-то (уж и не помню каким) образом очутился в непосредственной близости ото льда, где хоккеисты обменивались послематчевыми рукопожатиями. Команда Коноваленко - по обыкновению - проиграла ЦСКА со счетом, кажется, 1:7 или даже 1:8. Но пропустивший массу шайб вратарь, выслушав очередную реплику от очередного из победителей, ухмылялся скорее от неловкости за неуместную вроде бы в такой ситуации похвалу, чем за поражение.

Неловкость на самом деле в основном чувствовали победители, сумевшие использовать едва ли десятую часть убийственных вариантов забить вратарю гол.

Парадокс: уделом лучшего на целое десятилетие голкипера страны оставалось пропускать в свои ворота чуть не вдвое больше шайб, чем пропускали другие голкиперы, пусть и неплохие, но несравнимого с коноваленковским дарования, зато выступавшие за клубы с защитой посильнее, да и атакой - тоже.

Памятен, правда, сезон самого начала шестидесятых, когда горьковское "Торпедо" стало в чемпионате Союза вторым. Кроме выдающегося вратаря, играла тогда в составе призеров замечательная (на уровне столичных!) тройка форвардов - Халаичев, Сахаровский, Чистовский. Но список героев, конечно, следовало начинать с тренера - с незабвенного Дмитрия Николаевича Богинова, колоритнейшего человека, чьи достоинства не фокусного расстояния объектива требуют, а кисти старых фламандских мастеров.

Только при всех талантах тех забубённых головушек - серебряных медалистов - успех в 1961-м так курьезом и остался. Конечно, знаменитые игроки вырастали в Горьком и позднее - Ковин, Скворцов, Варнаков, Федоров... Напомню, что и прославленный динамовский защитник Валерий Васильев начинал в Нижнем. Но Москва переманивала и забирала лучших, а тех, кто упорствовал в горьковском патриотизме, старались в сборную не брать.

Виктор Коноваленко, однако, никуда не уезжал, продолжая быть в городе такой же достопримечательностью, как в Питере "Медный всадник".

Да и смешно было бы Виктору Сергеевичу менять "заводскую проходную" на армейскую, скажем так, казарму. Разумеется, "проходная" - знак условный. Сомневаюсь, что Коноваленко бывал на ГАЗе дальше Дворца культуры или заводоуправления - пролетариат предпочитал видеть его в хоккейных воротах, а не в цехах автомобилестроителей. А вот база ЦСКА в Архангельском строгостью заведенных Тарасовым порядков порой и впрямь приближалась к военной казарме.

Само собой на досуге, как бы скоротечен ни бывал он, чемпионы наверстывали упущенное в той вольнице, которая доставалась их сверстникам - не спортсменам. И наверстывали с лихвой - возможностей у них (тем более у ездивших за рубеж и офицерами аттестованных) оказывалось побольше, и ни о каком монашестве речи не шло. Да и сам Тарасов - фанатик, но человек умный - понимал, что его гладиаторам нужна разрядка.

Так вот, представьте, у провинциала Коноваленко потолок специфических развлечений поднимался даже выше, чем у коллег-игровиков. Он, и когда в столицу наведывался, не тушевался. Стрельцов мне с восхищением рассказывал, как однажды встретил в бане хоккеистов. Пили они, по образному выражению Эдуарда Анатольевича, чуть ли не из шаек. И сам не вполне трезвенник, Стрельцов поинтересовался, с кем они накануне играли (он, видимо, за хоккейным календарем не следил). И Коноваленко ответил, что игра им предстоит лишь назавтра.

Догадываюсь, что эта поэма об отдыхе Виктора Сергеевича вряд ли напоминает "Педагогическую". Но почему-то думаю, что Коноваленко лучше нас с вами знал, как снимать стресс. И макаренковского толка вмешательства в режим вратаря, чего Богинов по определению избегал, к хорошему не приводили. Так, в 1969-м Чернышев с Тарасовым наказали торпедовца за самоволку - отцепили от сборной. Понадеялись на талантливого вратаря Виктора Зингера из "Спартака" - и остались без первенства. А с Коноваленко восемь мировых чемпионатов выиграли и две Олимпиады.

Как и большинство голкиперов, Коноваленко не был многословен. Но едва ли не каждое его высказывание входило в хоккейный фольклор. И обязательно начиналось с захода: "Что характерно..." Он как никто точно определил вратарское ощущение от игры: "кирпичами в тебя швыряются". И это отнюдь не жалобой на жизнь было, а только констатацией факта. Что характерно...

Александр Нилин
Подготовлено по материалам сайта www.sport-express.ru

Реклама
Баскетбол
Баскетбол
Футбол
Футбол
Формула 1
Фигурное катание
Теннис
Спецпредложения
История соревнований
Разное
Вашему вниманию предлагаются серии DVD дисков по сниженной цене. Вы можете выбрать как все диски, входящие в серию (в этом случае постоянным клиентам может быть предоставлена скидка), так и приобрести любой из дисков отдельно.
Также на нашем сайте публикуются статьи на спортивные темы и существует каталог статей. Так же в разработке находится каталог спортивных сайтов и сайтов партнеров.


 
Copyright © 2006 - 2018 SportVids Co. All rights reserved