Где-то в начале 90-х я зашел в кафе на Тверской. Едва мне
принесли кофе, который то ли остыл, то ли никогда и не был
горячим, как туда же зашел Когда-то Знаменитый Артист очень
преклонных лет, одетый в когда-то дорогой костюм.
Времена были тяжелые, и за былую славу платили меньше, чем
когда бы то ни было. Но Артиста его нынешнее положение,
кажется, не смущало. Он посмотрел орлиным взглядом на стайку
девочек. Те в ответ прыснули, он самодовольно улыбнулся,
девчонки прыснули еще больше. Я сидел рядом с ними и
услышал, как одна из них сказала что-то вроде "Посмотри на
этого старого дурака". Бедняга был кумиром девочек совсем
другого поколения, а эти его знать не знали. Я посмотрел на
него еще раз и понял девочек. Он не был похож на старого
орла. Он был похож на старого петуха, чтобы не сказать на
старую курицу.
Я еще тогда вспомнил, как в одном из своих старых фильмов,
когда он был еще молодым, Артист в финале играл своего героя
стариком. Но жизнь обошлась с ним куда жестче, чем гримеры.
Если его киношная старость была благородной, то реальная
жалкой. Артист между тем сел и продолжил играть глазами с
девочками. Смотреть на это у меня уже не было сил. Я
поскорее расплатился и вышел.
История эта произвела на меня настолько неприятное
впечатление, что я постарался ее позабыть, что мне удалось.
И чем дальше, тем меньше мне ее хотелось вспоминать, так как
сам я тоже не молодел. И все-таки я ее вспомнил совсем
недавно, когда только зашла речь о состоявшемся в субботу
бое когда-то великих Роя Джонса и Феликса Тринидада. Я очень
боялся, что из нее получится что-то вроде тех давних
гастролей Когда-то Знаменитого Артиста в кафе на Тверской.
То есть они себя будут видеть прежними, а зрители их -
нынешними.
В первые два раунда казалось, что так оно и случится. Бывший
полусредневес Тринидад, накачавший вес, который почему-то
ушел главным образом в ноги, побеждал потерявшего веру в
свою неуязвимость Роя Джонса, который был временами так
плох, как будто никем никогда и не был. Но потом гордость
взяла свое, он разъярился, раздухарился и стал... нет,
далеко не собой прежним, но все-таки теперь в нем было по
крайней мере видно, каким он был прежде. Бывший великий
кудесник поймал кураж и, начиная с последней минуты третьего
раунда и до последней минуты последнего, уже не упускал его.
На этот раз обошлось. Но обойдется ли в следующий раз, если
он будет? А ведь он будет.
Уходить, конечно, надо вовремя, но в самой такой постановке
вопроса есть какая-то капитуляция перед жизнью. Все мы,
мужчины лет с тридцати, а женщины, наверное, с двадцати
пяти, ведем борьбу со временем, которую обречены проиграть.
Но из этого же не следует, что с ним не надо бороться. Надо
только бороться до тех пор, пока ты не стал смешным в своей
борьбе, а как этот момент определить?
Для Роя Джонса большинство его горячих поклонников, в том
числе и я, давно этот момент определили. Мы решили, что ему
пора на покой еще после первого боя с Антонио Тарвером, а
потом застолбились в своем мнении, когда он проиграл три
следующих боя. И, наверное, были правы, но какая-то это
трусливая правота. Зачем драться, когда уличная шваль
остановила тебя в темном переулке и потребовала денег, если
тебя все равно, скорее всего, побьют? А ты отдай кошелек, в
котором все равно почти ничего нет, и тогда не побьют.
Но, может быть, все-таки не стоит отдавать кошелек, если
есть хоть какие-то силы его сохранить? И дело вовсе не в
том, три рубля там или миллион, потому что тот, кто отдаст
три рубля, с той же легкостью отдаст и миллион. Это ему
только кажется, что, будь там денег побольше, он бы
ого-го-го что устроил этим жалким грабителям. Ничего бы он
не устроил, так что драться надо и за три рубля.
Рой Джонс не послушался наших мудрых советов, и спасибо ему
за это. Он когда-то сошел с пьедестала, который остался
пустым, так как ни у кого не хватило сил и таланта на него
подняться. И пусть у него самого тоже их больше нет, чтобы
туда вернуться, но ведь есть место и рядом с пьедесталом. А
девочки пусть смеются, сколько им влезет.
Александр Беленький
Подготовлено по материалам сайта www.sport-express.ru
|